Световая Партитура Спектакля образец

Световая Партитура Спектакля образец

Когда меня попросили написать что-то по поводу паспорта спектакля, я с легкостью согласился. Эта тема настолько ясна и понятна, что, казалось, и обсуждать здесь нечего. Достаточно изложить перечень документов, составляющих партитуру спектакля, для наглядности дать несколько образцов этих документов, — и вопрос закрыт. Но мне все время не даёт покоя один вопрос.

Ведь все ясно и понятно. Вряд ли сегодня кто-то станет оспаривать исключительную необходимость существования т. н. «ПАСПОРТА СПЕКТАКЛЯ». Это прежде всего решение проблемы сохранения спектакля в процессе проката репертуара, а так же запись того что сделано художником для дальнейшей работы. Сколько спектаклей прошлого, с замечательным световым решением уже утеряны для нас, профессионалов, утеряны, и не могут быть восстановлены хотя бы для изучения. Не менее важно существование паспорта спектакля для решения всех вопросов, связанных с восстановлением соответствия идущего спектакля оригинальной авторской версии.

Внимание
Другими словами, выполнение всей подготовительной работы и графическое оформление предлагаемого светового решения – это 60% работы, выполняемой художником по свету. Это позиция профессиональной школы. К стати, чтобы вступить в ассоциацию художников по свету необходимо сдать экзамен, где помимо выполненных спектаклей рассматриваются световые партитуры спектаклей, которые вы как соискатель должны предоставить. Как курьез могу рассказать, как один из моих друзей, известный американский художник по свету, рассказывал мне, что были у него контракты, когда он не выезжал в театр на репетиции, а отсылал весь пакет документации, по которой проводился спектакль, (речь шла о простом балете, но тем не менее).

И все — таки о ПАСПОРТЕ СПЕКТАКЛЯ. Честно говоря, мне не очень нравиться это слово сочетание, оно конечно короткое удобно употребляемоё, но все – таки немножко не о том. Точнее, мне кажется, было бы говорить СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА СПЕКТАКЛЯ, но это длинно произносится и в обиходе не очень удобно. Тем не менее слово сочетание «световая партитура спектакля» более точно, поскольку отражает кроме всего прочего еще и временную длительность светового решения спектакля. И так СВЕТОВАЯ ПАРТИТУРА СПЕКТАКЛЯ — это необходимый и достаточный комплект документов, при наличии которого возможно точное воспроизведение светового оформления спектакля, специалистами, не знакомыми с этим спектаклем ранее.

Иногда человеческий глаз воспринимает свет как белый, но на самом деле распределение по длинам волн в его спектре характеризуется большей интенсивностью в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Перед видеосъемкой необходимо выставить баланс белого для видеокамер по белой карточке, освещаемой источником основного света. Корректировка цветового баланса видеосигналов проводится с помощью вектороскопа (рисунок 1.). Этот прибор, аналогичный осциллографу, имеет круглый дисплей, сигнал на котором отображается в виде точки. Если баланс камер выставлен правильно, то точка располагается в центре дисплея. Цветовая температура лампы характеризует баланс между красным и синим, но не учитывает соотношение зеленого и пурпурного. Излучение ламп, имеющих коррелированную цветовую температуру, может обладать неравномерным спектром с пиками интенсивности в полосе частот, соответствующей зеленому цвету. Иногда сдвиг в сторону зеленого обусловлен влиянием смеси газов, солевых примесей, особенностями конструкции отражателя, наличием инфракрасного фильтра или комбинацией этих факторов.

После описания задач основного, заполняющего и фонового освещения, в световую партитуру следует включить схемы освещения декораций. Если к освещению не предъявляется специфических требований, как в театральных постановках, где спецэффекты акцентируют внимание на какой-либо композиции или служат для подсветки отдельных объектов, то художник по свету может по своему усмотрению использовать дополнительные осветительные приборы, чтобы создать требуемую атмосферу или подчеркнуть эстетику представления.

Репетиционный, подготовительный период. Составляется план сценического выпуска спектакля /общий план выпуска, составление плана световых и монтировочных репетиций выпуска спектакля/. Составляется выписка мебели и реквизита совместно с режиссером и художником для «выгородочных» репетиций. Осуществляется подбор мебели, «выгородок» и костюмов для «выгородочных» репетиций на малой либо репетиционной сцене. Проводятся репетиции в «выгородках» на основной сцене. Происходит приемка декораций на сцене по картинам и примерка костюмов на сцене по группам. Затем проводятся репетиции в «выгородках» на основной сцене с частичной подачей готовых элементов декораций и костюмов.

Монтировочные репетиции. Собираются декорации с проверкой узлов соединения на прочность и скорость их монтажа и демонтажа. Определяются и отрабатываются перемены картин спектакля. Ставятся “марки” на планшете сцены и подъемах либо пульте верхней сцены. Составляется партитура проведения спектакля по переменам по порядку и времени. Уточняются “просмотры” из зрительного зала сценического пространства.

Световые репетиции. Создается светоцветовая легенда спектакля, план развески дополнительной световой аппаратуры. Готовятся световые фильтры. Создается планировка и выписки по направке, фокусировке и фильтровки световых приборов. Монтируется дополнительная аппаратура, происходит по актам направка и фильтровка приборов как внутреннего сценического, так и выносного света. Ставится свет картин и их переходов. Создается предварительной световая партитура спектакля (без актеров). И, наконец, происходит окончательная установка положений света и создание окончательной партитуры в процессе работы с актерами.

Лукасевич В.В. «ПАСПОРТ СПЕКТАКЛЯ: световая партитура»

Нулевое – темнота – это блэкаут (blackout, BO). ЗТМ (зэтээм) – крайне неудобная шепелявая аббревиатура. Да, она классическая и театральная, но пожалуйста, пусть все-таки будет блэкаут. Софит – это конструкция для подвеса светового оборудования, а не сам прибор.

Первое, и самое главное – усвой тайминг. Что за чем идет, что на сцене происходит, можно ли два разных события привязать к одной временной точке или нет, сколько действие будет продолжаться. Например, на сцену выбежал человек, взмахнул факелом, при этом все находящиеся на сцене упали – это одна временная точка (в момент Х один махнул – упали остальные). Если при этом от задника начинают ползти какие-нибудь личности, то их поползновения мы приписываем к этой же точке.

VI. Сценографическое решение представления.

Второе – мышление в формате «точка-длительность-переход», или в англоязычной версии – «cue-duration-fade». Например, у нас есть номер, построенный по следующей схеме – в начале номера темно, далее постепенно загорается синий свет (артист начинает медленно танцевать, музыка плавная и нарастающая), потом резко загорается красный свет (музыка тревожная и быстрая, артист мечется и ведет себя неадекватно), далее красный свет исчезает и до конца номера идет дикое стробирование (музыка скатывается в шум, артист катается по сцене). После гонга в конце трека – темнота. В итоге мы имеем пять точек (или сцен) – BO – синий – красный – строб – BO. Переходы – это способы, какими мы переходим из точки в точку. Например, переход в красный у нас резкий, а синий – плавный. Так же точкой может являться какая-нибудь общая наша световая картина, в которой участвуют много приборов. Длительность – это, так сказать, «расстояние» между нашими точками, т.е. красный свет по времени у нас будет, допустим, 60 секунд, а строб – 30. На практике, эта самая длительность не всегда записывается в партитуру, об этом я расскажу позже.

Третье – в свете, как и в музыке, важен темп и ритм. Световик смотрит в партитуру, на экран пульта и его ручки, но никак не в плеер, в котором проигрывается музыка. Отсюда вытекает бессмысленность расписывания в партитуре точки по секундам. Ориентируйся на слабые и сильные доли в музыке, акценты, эффекты, голоса, звук отдельных инструментов и т.п.

BBCODE STYLES */ /* NOTE: These selectors style bbcodes throughout IPB. It is recommended that you DO NOT change these styles if you are creating a skin since it may interfere with user expectation of what certain BBCodes look like (quote boxes are an exception to this).

VIII. План проведения мероприятия.

Партитура для концерта — указать название композиции, её темп (быстро, умеренно, медленно), далее — желаемая картинка.Здесь обычно указывают цвет заливки, движение сканеров, стробоскоп, дым и т.п. Иногда говорят просто: дискотечный свет (диско), или яркий цветной, приглушенный, камерный и т.д.

Внимание
Партитуру для спектакля лучше писать подробно по сценарию акцентируясь на действиях и репликах, после которых идет светоперемена. Принцип тот же, как и в концертном варианте. Иногда для спектакля специально прописываются световые схемы с четким графическим изображением световых картин — но такой вариант не очень подходит для гастрольной работы — абсолютно одинаковых площадок не существует. Лучше иметь примерную партитуру.

Но как то хочется правильно законспектировать свою работу, что бы потом по ней смогли работать другие люди! У меня маленькая проблема по этому поводу.

Составная часть режиссерской документации, в которой фиксируется последовательность включения световой аппаратуры и характер световых эффектов для создания атмосферы культурно-массового мероприятия и театрализованного представления. Световая партитура составляется в определенном порядке в виде таблицы (см. приложение).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *